+7 (499) 938-95-70
Пн-Пт 9:00 — 18:00
Москва

Технология управления может быть стандартной

Управление — это специальность. Некоторые люди не осознают этого факта. Можно иногда услышать диалог, вроде этого:

— Ого, ты начальник! Здорово, многого достиг. А делать-то что умеешь?
— Умею руководить.
— Руководить — рукой водить! Это не профессия. Чтобы управлять людьми, надо уметь что-то делать реальное.
— Но я реально умею руководить.
— И что, всё?
— Да нет, я ещё продавать хорошо умею.
— Вот это другой разговор! Это специальность. А то — руководить… Языком болтать, да на людей покрикивать мы все мастера.

Многие успешные менеджеры не изучали технологии руководства, они её осваивали интуитивно, на чужих примерах и успешных действиях. Через ученичество у опытных руководителей, что тоже неплохо. Однако, такой способ обучения не даёт человеку технологии. Такие люди часто считают, что стандартов менеджмента не существует.

Кто-то учился управлению в институте. В зависимости от того, что это за институт, студент изучает больше или меньше элементов стандартного менеджмента. Такой человек часто думает, что стандартные, одинаковые для всех предприятий элементы есть, но их очень мало, а весь менеджмент нельзя чётко стандартизировать.

Приведённые выше взгляды не являются недоработкой людей их высказывающих. Они основываются на данных, которые они изучали, и выносят наилучшее возможное суждение на их основе. Тут мы видим скорее недостаток системы образования.

К тому же существует множество утраченной технологии. Так всегда бывает с данными, которые передаются из уст в уста — рано или поздно часть безвозвратно теряется.

В советские времена существовала технология партийного управления и технология управления в условиях плановой экономики. С развалом Советского Союза их предали анафеме. С одной стороны — правильно сделали, советское управление полностью расписалось в своей несостоятельности, иначе страна бы не развалилась с таким треском. Минусов было явно больше, чем плюсов. С другой стороны, никто не взял на себя труд проанализировать, что было действительными минусами, а что — плюсами. Я имею в виду только технологию управления, а не утопические идеи. В такой огромной стране наверняка применялись инструменты, которые пригодились бы предприятию, имеющему большой территориальный охват.

Если кто-то полный рабочий день занимается управлением, если без руководства наступает хаос и смута, значит управление — это вполне самостоятельная специальность. А у каждой специальности есть свои инструменты.

Стандарты менеджмента начинаются с освоения инструментов, как и любое ремесло.

У слесаря есть плоскогубцы и отвёртки. У продавца — каталоги, прайс-листы, компьютерные презентации, образцы продукции, компьютер. У механика — гаечные ключи, у бухгалтера — программа «1‑С». Это всё необходимые инструменты, каждый из которых является неотъемлемой частью профессии. Их можно заменить на однотипные, но полностью обойтись без инструментов невозможно. Сложно, знаете ли, спаять электрическую схему без паяльника, голыми руками.

Так и в управлении. У профессионального менеджера есть целый набор инструментов, каждый из которых не просто облегчает жизнь, а делает управление людьми в принципе возможным. Все неудачи в управлении можно проследить до отсутствия инструментов у руководителя или неумения ими пользоваться.

Это также, как неудачи в любой профессии следуют по пятам за отсутствием понимания инструментов.

Один мой знакомый вечно что-то мастерит у себя дома. Но он всегда пользуется не теми инструментами, считая ознакомление с ними чем-то выше своего достоинства. Он использует отвёртку вместо стамески (а что, они же похожи?), нож вместо рубанка (зачем усложнять, я и так обстрогаю), леску вместо ниток и ножницы вместо плоскогубцев. Сам он периодически поранен, работа занимает у него много времени (зато это создаёт видимость занятости), а дом его представляет ужасную пародию на жилище Мастера Самоделкина.

Другая моя знакомая — менеджер по продажам в крупной компании. Не хочу глумиться над человеком, но вы бы видели этот цирк, когда она что-то делает на компьютере. Работает она на нём уже пятый год, пора бы и перестать бояться кнопочек. Однако, с серьёзным видом, закусив губу, моя знакомая тыкает в клавиши двумя пальцами, о‑очень внимательно следя, как бы чего не вышло. Обилие инструментов в такой сложной программе, как «Word» повергает её в замешательство и иногда она наобум нажимает куда-то, совершенно не представляя, что за этим последует. Некоторые реакции компьютера ввергают её в ужас и панику, и чтобы остановить их она начинает судорожно нажимать на все остальные кнопки в произвольном порядке. Неоднократные попытки научить девушку неизменно разбиваются о смущённую улыбку и фразу «это бесполезно, я в технике — полная дура». К счастью для неё, она неплохой продавец, поэтому рабочее место всё ещё за ней. Но она приносит больше неприятностей, чем можно было бы.

Так что же это за инструменты у руководителя, что за отвёртки и молоточки? Это не что-то виртуальное, типа «навыки» или «опыт». Нет, инструмент есть инструмент. Это конкретные вещи, вполне материальные, которыми надо ещё научиться пользоваться. А то, не ровён час, отшибёшь себе палец…

Единственное место, где вы найдёте полное описание всех инструментов руководства и «инструкции по их эксплуатации» — «зелёные тома» автора технологии управления (они во всём мире печатаются только в зелёной обложке и текст набирается зелёными чернилами). Только основных, базовых инструментов управленца, знания которых требуются от руководителя самого низкого уровня квалификации, там описано двадцать. И примерно столько же инструментов высшего уровня, применяемых для управления транснациональными корпорациями. Я не буду перечислять все, упомяну только самые популярные из базовых.

  • ОРГСХЕМА. Это не «структура организации». Это «организующая схема». То есть, она не просто отражает структуру на сегодняшний день — это схема организации в том виде, к которому её требуется привести. Как макет дома из бумаги, выполненный архитектором до того, как начато строительство. Используется для координации, планирования кадровой работы и расширения, ориентации сотрудников и клиентов.
  • ИНСТРУКЦИИ. Один из наиболее важных инструментов управления. Это такие листы бумаги с текстом, которые описывают, как выполнить любую работу в организации. Точнее, они должны быть такими. Эти инструкции можно взять, обучить по ним сотрудника, который не умеет работать, и он начнёт работать лучше. Чем не инструмент?
  • ЛИНИИ КОММУНИКАЦИИ. Способы и средства связи в организации. Телефоны, факсы, Интернет, корзинки для письменной коммуникации, почтовые ящики для сотрудников, курьерская служба. Всем известно, что скорость коммуникации определяет её доход — чем быстрее и точнее передаются сообщения, тем выше доход организации.

И так далее по списку. С освоения инструментов, их устройства, технологии использования и нюансов применения в разных ситуациях начинается стандартный менеджмент. Всю науку управления можно описать в виде точных действий, одинаково применимых на любом предприятии. Как стандарты качества ISO.

В принципе, это уже сделано. Вам осталось только узнать об этом больше. И это займёт больше, чем пять минут.

Но оно того стоит.


Вадим Мальчиков
Президент Академии Вадима Мальчикова

Экскурсия по отделу работы с персоналом

Экскурсия по отделу работы с персоналом

Видео-сессия со специалистом, продолжительностью около 90 минут. Покажем: нашу воронку найма, CRM, скрипты, регламенты, систему адаптации новеньких и планового обучения персонала, систему коррекции ошибок и контроля качества, ответим на вопросы.

  • Воронка найма
  • Система адаптации и стажировки
  • Система внутреннего обучения персонала
  • Система инспекций и коррекции качества
  • Тренировки работы в CRM
  • Работа персонала по скриптам

Заявка на экскурсию по отделу работы с персоналом

Только для владельцев бизнеса и директоров

Нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь с нашим Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности